Дошкольные группы Солнышко п. Чертково
Консультация на тему: "Детский травматизм и меры его предупрежденияТравма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические, радиационные и др.).Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах, условиях труда и быта за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Травматизм - одна из ведущих причин смертности и инвалидности в детском возрасте. Виды травматизма:
Причины бытового травматизма разнообразны, и значительную роль при этом играет недостаточный присмотр родителей. Такие, казалось бы на первый взгляд, пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, становятся причиной травм, а иногда и смерти. Это же касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестницы. За свою неосторожность родители иногда достаточно дорого расплачиваются.
Уличныйтравматизм по своему характеру очень близок к бытовому. Это повреждения, которые испытывают на улице. Главными причинами уличного травматизма являются недоработки работников ЖЭКов, строительных организаций. Это неисправные балконы, неогражденные канавы, отворенные люки и тому подобное. Зимой особенно опасны большие сосульки, которые свисают с крыш домов, во время гололеда - не посыпанные песком или солью тротуары. Поэтому работникам ЖЭКов, санэпидемстанции нужно быть особенно требовательными и соблюдать правила безопасности. Лучше принять меры пресечения, предупредить возможные трагедии. Дорожно-транспортные происшествия. Наивысший процент смертности после полученных травм от автомашин, автобусов, троллейбусов, поездов и других видов транспорта. Главными причинами является отсутствие присмотра за детьми на улице, а также в часы досуга. Приводит к этому незнание детьми правил уличного движения, нарушение правил пользования транспортом. Взрослым ни на мгновение нельзя забывать, что дети склонны подражать им. Если ребенок видит, что старшие нарушают правила уличного движения, легкомысленно относятся к общепринятым рекомендациям, то от ребенка напрасно требовать чего-то другого, потому что ребенок прежде всего берет пример с взрослых. Лишь совместные усилия родителей, работников общественных организаций смогут обеспечить позитивный эффект в борьбе с транспортным травматизмом. В профилактике детского травматизма взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма. Прививать детям навыки правильного поведения на улицах и дорогах, с растениями и животными, с незнакомыми людьми, вырабатывать у них психологическую устойчивость поведения в опасных ситуациях. Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для детей местах. Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.
Удушье от малых предметов.
Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Для детей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям в качестве игрушек. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши. За детьми также нужно присматривать во время еды. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот.
Отравления
Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов -дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза или даже на одежду. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.
Поражение электрическим током
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям, обнаженные их участки представляют особую опасность. Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Профилактика травматизма у детей в дошкольных учреждениях
Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, не умение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма ребенка-явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать. По видам: - падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); - падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); - ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); - ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); - ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); - обморожения(длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); - укусы(собака, кошка, грызуны, насекомые); - отравления(ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); - повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел(монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); - ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения). Травмоопасные ситуации:
- в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег, наперегонки, спрыгивания и т.д.); - в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части. Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения -уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами). В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес и т. д. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта. Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. Оборудование и материалы Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности. Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники. Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией. Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными. Детский травматизм может быть предотвращен благодаря нам, взрослым. Пусть наши дети будут в безопасности!18 марта 2017 в 16:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.